Выражение «по-детски» – одно из тех, которые людьми по своему легкомыслию и необдуманной манере речи в большинстве случаев употребляются неверно.
Леность духа мешает им глубоко ощутить это выражение, чтобы правильно его постичь. Но тот, кто не постиг выражение «по-детски» во всей полноте, не сможет правильно им пользоваться.
А ведь именно детская непосредственность предоставляет людям прочный мост для восхождения в светлые Выси, возможность созревания и совершенствования каждого человеческого духа ради вечного бытия в Творении ‒ доме, принадлежащем Богу Отцу. Он вверяет сей дом людям с условием, что… они пребудут в нём угодными Ему гостями. Гостями, которые не пакостят в милостиво предоставленных им в пользование жилищах, где всегда изобильно накрыты столы.
Но как же далёк человек сегодня от столь необходимой ему детской непосредственности!
А без неё он ничего не сможет достичь для своего духа. Дух должен обладать детской непосредственностью, ибо он ‒ дитя Творения и останется таковым, даже достигнув полной зрелости.
Дитя Творения! В этом выражении заключается глубокий смысл, ибо до дитяти Божьего дух должен сперва развиться. Достигнет ли он этой цели, зависит исключительно от уровня познания, которое он желает почерпнуть в странствии через все вещественные миры.
Однако это желание должно проявиться и в действии. На духовных уровнях воля одновременно является действием. Воля и действие там всегда едины. Но так происходит только на духовных уровнях, не в вещественных мирах. Чем плотнее и тяжелее уровень вещественного мира, тем сильнее разделены воля и действие.
В сдерживающей силе плотности легко убедиться на примере замедленного продвижения звука в вещественности в зависимости от рода её плотности. Это отчётливо обнаруживается уже на небольшом расстоянии.
Если человек колет дрова или забивает гвозди на какой-нибудь стройке, то удар топора или молотка виден сразу, в то время как звук доходит лишь через несколько секунд. Это явление так заметно, что каждый человек наверняка когда-нибудь наблюдал его.
Подобно этому, но гораздо сложнее, обстоит дело с волей и действием человека на Земле. Воля вспыхивает в духе, и в нём же сразу становится действием. Однако для её зримого воплощения в грубой вещественности требуется ещё и грубо-вещественное тело. Только в импульсе тело действует через считанные секунды после вспышки воли. Здесь исключается длительная работа переднего мозга, выступающего обычно посредником между волей и побуждением к физическому действию.
Этот путь, как правило, занимает несколько больше времени. Иногда доходит лишь до слабого действия, или оно вообще не совершается, поскольку воление на своём пути либо обессиливается, либо совсем подавляется беспрестанно копающимся рассудком.
Здесь я хотел бы дать не относящееся к этой теме указание на некоторые проявления в Творении Закона Притяжения Подобного. На них не обращают внимания, но всё же они отчётливо видны в человеческих поступках.
Земные законы человеческого общества выработаны земным рассудком и им же проводятся в жизнь. И поэтому обдуманные рассудком планы, то есть предумышленные действия, оцениваются как большее злодеяние и наказываются строже, чем действия, совершённые в состоянии аффекта, то есть необдуманные. За последними, как правило, признаются смягчающие обстоятельства.
Дело здесь в не замечаемой людьми взаимосвязанности, проявляющейся под давлением Закона Творения в однородности рассудочной деятельности всех тех, кто безоговорочно подчиняется рассудку. Им такой подход совершенно понятен.
Тем самым по незнанию большую часть искупления вины за проступок, совершённый в состоянии аффекта, относят к духовной сфере. Законодатель и судья даже не подозревают об этом, поскольку исходят из чисто рассудочных принципов. Однако при более глубоком размышлении и знании действующих Законов Творения всё это предстаёт в совершенно ином свете.
Живые Божьи Законы действуют в Творении абсолютно самостоятельно, независимо от земных человеческих законов и понятий, и не прекращают своего действия ни в земных приговорах, ни в заключениях. Пожалуй, ни одному серьёзному человеку не придёт на ум, что действительная вина, а не только признанная людьми таковой, может быть снята перед Законами Бога отбыванием какого-нибудь наказания, продиктованного земным рассудком.
Это по сути два отдельных мира, на протяжении тысячелетий разделённые действиями и мыслями человека, хотя им следовало быть единым миром, в котором действуют только Законы Бога.
Искупление путём земного наказания возможно только при полном соответствии земных законов и наказаний Божьим Законам Творения.
Однако существуют аффекты двоякого рода. Во-первых, уже описанные, которые следовало бы назвать импульсами; а кроме них ‒ аффекты, вспыхивающие в переднем мозге, то есть не в духе, и относящиеся к рассудку. И они необдуманны, но не заслуживают таких же правовых послаблений, как импульсивные действия.
Однако различить их точно и объективно смогут только те, кто знают все Законы Бога в Творении и осведомлены об их проявлениях. Это пока что удел грядущего, когда и люди не будут больше действовать по произволу, ибо достигнут такой зрелости духа, что все их дела и мысли станут вибрировать только в Божьих Законах.
Это отступление предназначено лишь для побуждения к размышлению и не является непосредственной целью настоящего доклада.
Отметим только, что на духовных уровнях воля и действие едины, тогда как на вещественных уровнях они разделены природой вещества. Поэтому Иисус и сказал когда-то людям: «Дух бодр, да плоть немощна!» Иными словами, плоть, точнее ‒ грубая вещественность тела, претворяет в действие не всё то, что уже было волей и действием в духе.
Тем не менее и на Земле в своём грубо-вещественном облачении дух, не будь он слишком ленив, всегда мог бы заставить претворять своё воление в грубо-вещественное деяние. Он не может возложить ответственность за эту леность на тело, ибо тело дано каждому духу только в качестве инструмента, которым он должен научиться владеть и правильно пользоваться. ‒
Итак, дух есть дитя Творения. И он должен быть в нём по–детски естественным, если хочет выполнить задачу, предначертанную ему в Творении. Из-за высокомерия рассудка он отдалился от детской непосредственности, ибо не мог «осознать», чем она в действительности является. Тем самым он утратил опору в Творении, и ныне ‒ ради сохранения своего здоровья ‒ оно должно изгнать его как чужака, нарушителя спокойствия и вредителя.
Так и произойдёт: своими ложными мыслями и действиями люди сами выроют себе могилу. –
Не странно ли, что любой человек, желающий по-настоящему испытать на себе воздействие праздника Рождества, должен сначала постараться мысленно перенестись в своё детство?
Ведь это отчётливый признак того, что, будучи взрослым, он вообще не способен пережить рождественский праздник в ощущении. Ясное доказательство утраты чего-то, чем он обладал, когда был ребёнком! Почему же люди не задумываются над этим?
Основательно заняться такими вопросами им мешает всё та же леность духа. «Это для детей, – думают они, ‒ а у нас, у взрослых, совсем нет на это времени! Нам нужно заниматься более серьёзными делами».
Более серьёзные дела! К таковым относят погоню за земным, то есть работу рассудка! Рассудок поспешно оттесняет подальше воспоминания, чтобы не лишиться первенства, если вдруг уступит ощущениям.
Во всех этих, на первый взгляд незначительных, фактах можно было бы распознать важнейшие вещи, если бы только рассудок отпустил на это время. Но первенство за рассудком, и он борется за него со всей хитростью и коварством. То есть на самом деле борется не он, а использующая его в качестве инструмента и скрывающаяся за ним тьма!
Тьма не хочет, чтобы человек в воспоминаниях нашёл Свет. А как жаждет дух обрести Свет, почерпнуть из него новые силы, можно осознать по воспоминаниям о Рождестве детских лет, пробуждающим некую неопределённую, почти мучительную тоску, способную на время смягчить многих людей.
Это смягчённое настроение могло бы стать лучшей почвой для пробуждения, будь оно использовано сразу и со всей силой. Но, к сожалению, взрослые при этом лишь погружаются в мир грёз, а возникающую силу расточают и утрачивают. И в грёзах эта возможность пройдёт, так и не принеся пользы и не найдя применения.
Даже если иной человек и обронит несколько слезинок в такой момент, он тотчас устыдится, постарается скрыть их, резким усилием возьмёт себя в руки, в чём нередко распознаётся неосознанное упрямство.
Как много уроков могли бы люди извлечь из этого. Не напрасно в воспоминания детства вплетается тихая грусть. Это неосознанное ощущение чего-то утраченного, оставившего после себя пустоту, неспособность ощущать по-детски.
Да и вы сами, несомненно, не раз замечали, как прекрасно и освежающе действует одно лишь безмолвное присутствие человека, чьи глаза время от времени вспыхивают по-детски.
Взрослые не должны забывать, что детская непосредственность не есть ребячество. Сейчас же вам неведомо, отчего детская естественность может так воздействовать, что она вообще такое! И почему Иисус сказал: «Будьте как дети!»
Для осмысления сути детской непосредственности необходимо сначала уяснить, что она отнюдь не привязана к самому ребёнку. Вы наверняка знаете детей, которым недостаёт воистину прекрасной детской непосредственности. А значит, есть дети без детской непосредственности! Злобный ребёнок никогда не будет излучать детскую естественность, равно как и плохо воспитанный, то есть невоспитанный ребёнок!
Так становится ясно, что детская непосредственность и ребёнок – это два не зависящих друг от друга понятия.
То, что на Земле называют детской непосредственностью, есть ответвление потока Чистоты! Чистоты в более высоком смысле, а не только в людском, земном. Живущий в луче Божественной Чистоты человек, в чьей душе есть место лучу Чистоты, обретает тем самым и детскую непосредственность, будь то ещё в детстве или уже в зрелом возрасте.
Детская непосредственность – это проявление внутренней чистоты, знак того, что такой человек предан Чистоте, служит ей. Всё это только различные обороты речи, а по сути – одно и то же.
Итак, излучать детскую естественность может только внутренне чистый ребёнок; и лишь хранящий в себе чистоту взрослый способен на это. Поэтому и действует он ободряюще и живительно, вызывает доверие!
А туда, где есть истинная чистота, сможет излиться и подлинная любовь, ибо Божья Любовь действует в луче Чистоты. Луч Чистоты – это путь, по которому она ступает. Иного пути у неё нет.
К тому, кто не принял в себя луч Чистоты, не найдёт доступа луч Божьей Любви!
Человек же лишил себя детской непосредственности, отвернувшись от Света из-за своего одностороннего рассудочного мышления, ради которого он пожертвовал всем, что могло возвысить его, и тем самым прочно приковал себя тысячью цепей к Земле, то есть к сфере Грубой вещественности. Она будет держать его в своей власти, пока человек сам не освободится от неё. Но свершиться это может не вследствие земной смерти, а единственно ‒ в духовном пробуждении.